Второе – НЕ НУЖНО МЕТАТЬСЯ ОТ ОДНОГО МОДНОГО УВЛЕЧЕНИЯ К ДРУГОМУ. Маленькие дети – консерваторы, они быстро привыкают к тому или иному образу жизни. И смена его – всегда небольшая травма. А если Вы станете часто менять свои взгляды на развитие и воспитание малыша, то можете даже нанести урон его психике.
ВЫБИРАЯ ТОТ ИЛИ ИНОЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ, БУДЬТЕ КРИТИЧНЫ. Не берите все слепо и без оглядки. В любой методике может что-то, что подойдет Вам и Вашему малышу, а что-то и не вполне подходящее. Не бойтесь своего непрофессионализма. Только Вы можете точно знать, что хорошо для Вашего ребенка, а что нет. В то же время не спешите: дайте возможность ребенку, да и себе понять – подходит ли вам обоим атмосфера, стиль, методы обучения там, куда Вы пришли со своим ребенком.
ЗАНИМАЯСЬ С МАЛЫШОМ, СТАРАЙТЕСЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОГРАНИЧЕННЫЙ КРУГ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ. Не покупайте все новые и новые развивающие игры и материалы. Лучше максимально полно использовать что-то одно (или несколько), со всех сторон, чем развивать ребенка нескольким десятком игр и пособий. Он не сможет толком освоить ни одной игры, а только запутается. Проявите творчество, придумывайте новые задания к знакомым играм. Все игры и занятия вводите по принципу “от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному”. Если малыш с чем-то не справляется, упростите задание до максимума, даже если это не соответствует инструкции. Делайте сначала все задания вместе, а потом пусть попробует сам. Наши педагоги всегда помогут вам советом, как и чем заниматься дома конкретно с Вашим ребенком.
НЕ СТОИТ ВОЛНОВАТЬСЯ, ЕСЛИ У ВАС ЧТО-ТО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ СОВСЕМ, отложите то или иное занятие или игру. Через некоторое время попробуете снова. Ведь Вы не гонитесь за рекордом, а общаетесь с ребенком, помогаете ему понять премудрости взрослой жизни, овладеть собственным умом и телом. Не ставьте себе никаких норм по времени и количеству занятий в день. Такие нормы трудно выполнять (по разным бытовым и семейным обстоятельствам). Не выполнив то или иное запланированное упражнение или, не проведя игру, занятие, Вы станете себя винить, что не можете обеспечить малышу полноценное развитие. А это не так. Потому что, даже небольшое количество занятий это лучше, чем ничего. ЗАНИМАЙТЕСЬ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО ВАМ ПОЗВОЛЯЕТ ВРЕМЯ. Во-вторых, Вашего малыша может очень-очень увлечь то или иное дело. Не нужно его останавливать, чтобы провести следующее по списку “мероприятие”. Пусть лучше проявит себя наиболее полно в том, что его заинтересовало.
НИКОГДА НЕ ПРИВЛЕКАЙТЕ РЕБЕНКА К ЗАНЯТИЯМ, ЕСЛИ ОН БОЛЕН или даже просто неважно себя чувствует или у него плохое настроение. Это принесет ему не пользу, а вред.
Если Вы хотите дать ребенку знания о чем бы то ни было, ПРЕДОСТАВЬТЕ ЕМУ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ПУТЕЙ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, не ограничивайтесь карточками или ещё каким-нибудь модным увлечением. Давайте её с разных сторон, с разных точек зрения, освещайте одну тему в играх, плакатах, других пособиях, книгах, фильмах.
СТАРАЙТЕСЬ БОЛЬШЕ РАЗГОВАРИВАТЬ С РЕБЁНКОМ, говорите с ним обо всём на свете дома, в транспорте, на прогулке – речь взрослого важнее любого методического пособия.
Информация, которую вы даёте маленькому ребёнку, должна быть построена НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПА “РЕБЁНОК И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ” и границы её должны постепенно расширяться в зависимости от возраста ребёнка. Не нужно хвататься сразу за многое или сразу за очень сложное.
Не давайте малышу те знания, которые не пригодятся ему в ближайшее время. Потому что, пока они ему понадобятся, он может их просто забыть. А драгоценное время можно потратить на изучение и освоение того, что нужно сейчас в первую очередь.НЕ ДЕЛАЙТЕ “ЗАПАСЫ ЗНАНИЙ”, ЖИВИТЕ СЕГОДНЯШНИМ ДНЕМ.
Малыша, который чем-то занимается в течение дня, НЕ СТОИТ ПЕРЕГРУЖАТЬ ПРОСМОТРОМ ТЕЛЕВИЗОРА. Это излишняя для него информация и сильная нагрузка на мозг. Ему нужно время и спокойная обстановка, чтобы впитать и усвоить полученные знания и умения.
Помогите ребёнку самому научиться добывать знания. Предоставьте ему свободу творчества в этом процессе.
РАДУЙТЕСЬ КАЖДОМУ УСПЕХУ ВАШЕГО РЕБЁНКА, ДАЖЕ МАЛЕЙШЕЙ ПОПЫТКЕ ПРОЯВИТЬ СЕБЯ, ОСОБЕННО ЕСЛИ ЭТО ВПЕРВЫЕ. Не углубляйтесь в каком-то одном направлении, например, чтении, математике, музыке или физическом воспитании, забывая остальные. Всестороннее развитие гораздо важнее для малыша, чем рекорд в одном из направлений.
Надеемся, что эти советы помогут Вам сделать общение с малышом интересным, насыщенным, полезным для Вас обоих.
Счастья Вам и Вашим деткам!
Ольга Винькова — педагог-психолог высшей категории,
генеральный директор студии «Белая Ворона»